Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское Латышское общество»

Памятник, понятный всем и во все времена
Piemineklis, saprotams visiem un visos laikos

«Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!»

- сказал когда-то Карлис Зале.

Лотосорождённая

(отрывки из статьи)

Первое, что мне стало очевидно, что три звезды в руках Милды символизируют скорее триединство, т. е. несут духовный или религиозный смысл, нежели заужены на трех областях Латвии. Поиски в интернете стали приносить удивительные результаты, и передо мной начала разворачиваться замечательная картина. Сначала сама Милда, а за ней и весь памятник начали оживать и преобразились в творение вечное, творение человечное.

Изначально проект памятника назывался "Сияй как звезда".

Попробую передать то, что открылось мне в ходе этих поисков, в той же разворачивающейся последовательности. Я выбрал два направления - символика и автор. Хочешь узнать о чем говорит произведение, узнай его автора и время, в котором он творил. (…)

Не найдя ничего кроме краткой биографии, оставалось лишь предположить, что как скульптор, обучавшийся мастерству в России и в Европе в начале прошлого века, Карлис Зале хорошо знал как классическую школу, насыщенную римско-греческой мифологией, так и распространившуюся на западе в то время, восточную философию и мифологию.

Символика.

Три золотые звезды в вытянутых к небу руках Милды.

20 - 30-е годы в Латвии культурный подъем. Развитие книгопечатания, образования, театра, живописи, архитектуры. Многие будущие мастера учатся и работают в Москве, Санкт-Петербурге, посещают художественные школы и участвуют в выставках в Париже, Берлине (кстати чем не триединство - Россия, Латвия, Европа?).

Триединство - очень распространенное понятие в мировых религиях и учениях. Отец, Сын и Святой Дух. Брама, Шива и Вишну. Дух, душа и тело...

Или: "Три звезды" - это священная триада богов Неба Сань-синь :Фу-син, Лусин,Шоу- син. Почитаются как боги приносящие счастье, богатство и здоровье.

Или: На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы.

Звезда - традиционный символ путеводности, возвышенных устремлений, стремления вперёд.

Три звезды - три области Латвии? Какие из имеющихся - Видземе, Курземе, Земгале и Латгале?

Но пусть не отчаиваются те, кому это нужно. Пусть для кого-то будут три области. Пусть кто-то утверждает, что это три прибалтийские республики. Символизм многослоен. И трактовать можно по-разному. Как там говорится - слышащий да услышит, видящий да увидит.

Однако продолжим.

Золотой пояс, в солнечный день ярко сверкающий на стройной фигуре Милды, как и три золотые звезды, - символ девственности, символ пресвятой девы, Девы Марии, богини.

Складки широкого плаща Девы Марии, надежно укрывающие от невзгод прибегающих к ее милости верующих, — яркая аллегория божественного покровительства и защиты.

Плащ Милды - божественное покровительство, небесный покров или звездное покрывало.

Лотос - символ чистоты, мудрости...

Лотосорожденный - божественная природа - Будда, Кришна, и здесь даже дети вспомнят - Дюймовочка. В сказках и мифах немало аллегорий сокрыто.

Скажем "Курочка ряба". В индийской мифологии золотое яйцо символизирует непроснувшуюся свернутую вселенную, плавающую в океане сансары (дни и ночи Брамы), и пробуждающуюся после того, как расколется скорлупа.

Почему лотос и стелла в форме квадрата в сечении, а не круга, что, казалось бы, должно быть более естественным. Например, Александрийский Столп. Однако квадрат - это символ вселенной (четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии...).

Если посмотреть на фигуру Милды сбоку, то хорошо видно, что стоит она на дуге.

Это мост, связывающий землю и небо, или путь, небесный путь. Символ движения, движения с Востока на Запад. (…)

В спокойном безмолвии и с легким любопытством смотрит на нас Милда. Так взирают на нас звезды и птицы. В ночном небе Латвии три яркие звезды образуют треугольник - это Вега из созвездия Лиры, Денеб из созвездия Лебедя и Альтаир из созвездия Орла.

Еще один символ божественности заложен в положении кистей рук Милды (здесь сходство с древнеегипетским символом божественной принадлежности или воли - согнутые в локтях руки). Спрашивается: зачем скульптору это было нужно, когда гораздо проще было бы их сваять прямыми, слегка разведя руки. Но как выражены грация и девичье изящество при этом. Руки же расположены параллельно, что символизирует согласие, единство и взаимопонимание. Чьё согласие, единство и взаимопонимание? Скажем проживающих здесь народов. Почему бы не трактовать таким же образом две параллельные красные полосы на современном латвийском флаге?

И еще один примечательный факт. В чашечке лотоса, в котором стоит Милда, 108 лепестков. В буддизме, индуизме число 108 является священным числом (количество бусин в четках, 108 млн. богов в индуизме, 108 ступеней в лестнице духовного пути, число ритуальных обходов вокруг священной горы Кайлас, 108 пороков и 108 путей освобождения от них...).

Может ли это быть случайностью? Не думаю.

Спустимся с небес на землю по стеле, символизирующей стебель лотоса, связывающий цветок лотоса, лежащий на водной поверхности, с корнями цветка, расположенными глубоко в иле. И начнем наше движение с нижнего уровня по кругу, в обход памятника. Просто последуем за идущими людьми, изображенными на закручивающейся в направлении против часовой стрелки фреске, или за солдатами, идущими навстречу, на противоположной фреске. И те и другие словно подходят к ступенькам, указывая нам направление пути в прочтении смыслового значения скульптурного комплекса. Обход по кругу
против или по часовой стрелке - явление обрядовое и весьма распространенное во всех религиях и культурах.


Предыдущие четыре фрески, расположенные на нижнем уровне памятника на его северной и южной сторонах, а также надпись “TĒVZEMEI UN BRĪVĪBAI” - "ОТЕЧЕСТВУ И СВОБОДЕ", выполнены из одного материала и относятся к историческим событиям, имевшим место в Латвии в начале прошлого века.

Все остальные скульптурные группы относятся к темам иного порядка, выраженным языком аллегорий - мифов и символов.

Идем дальше по кругу. В угловой северо-восточной нише второго яруса стоит в задумчивой позе со склоненной головой мудрец, волхв или учитель с посохом и своим плащом покрывает двух бородатых коленопреклоненных мужей, предположительно, пишущих или читающих.

Бог-покровитель ученых, учителей, писателей..., интеллигенции.

В северо-западной нише – Бог-покровитель рыбаков, рабочих, ремесленников.

В юго-западной - Бог-покровитель воинов и профессий, связанных с риском.

В юго-восточной - Богиня плодородия и земледелия. Покровительница крестьян.

Группы во главе с Богами-покровителями, расположенные симметрично по четырем сторонам света, словно говорят о необходимости развития этих направлений жизни

Общая черта, связывающая все четыре группы фигур следующего уровня - это плащи. Плащи перехлестываются, охватывая обелиск со всех сторон, как бы говоря нам о том, что эти четыре группы фигур связаны единым действом (на то же указывают цепи, объяснение чуть ниже). Скорей всего на этом уровне символизируют путь, путь духовного знания.

Восточная сторона. Три мужские фигуры разрывают цепи незнания, цепи рабства от тьмы незнания. Указывают нам на ту неимоверную силу, необходимую еще даже не для обретения знания, а только для осознания существования такового и для становления на путь познания.

Расположенные на восток, ибо истинное знание в его незавуалированной форме сохранилось на Востоке, откуда и идет к нам. А то, что это цепи не физического рабства, говорят нам плащи на плечах мужей (ну, скажем, ни сколько не износившиеся за время предполагаемого рабства) и скала, к которой они прикованы. Напоминая Прометея, добывшего огонь божественного знания для людей. Склоненные головы - это одновременно и неимоверное усилие и преклонение перед знанием.

Цепь - символ связи, означающий как взаимозависимость форм, так и сообщение между ними. Образ цепи предполагает не только соединение двух элементов (как, например, образ веревки), но и передает идею о наличии ряда следующих друг за другом звеньев между ними (ср. «цепь умозаключений»), и в этой связи сближается с символикой лестницы. Может выступать как символ священного брака неба и земли, подобно стреле. У Чжуан-цзы дао называется «цепью, связывающей все творение». В позднеантичной философии возникает понятие о великой цепи бытия, в наиболее полном виде разработанное Плотином; это концепция мироздания, наделяемого характеристиками непрерывности (означающей, что рядом стоящие формы имеют по крайней мере один общий элемент), завершенности (подразумевающей полноту и максимальное разнообразие) и градации (акцентирующей иерархическое строение).
Цепь входила в число регалий на Востоке и в Европе, связываясь с символикой власти, неразрывных уз, соединения и единства. Подобное значение впервые стало приписываться цепи на Востоке, где особенно актуальна идея родовой, сословной и т. п. сплоченности и менее развит принцип индивидуализма.
(…)

И еще одно, не менее важное, значение символа разрывания цепей на восток - это окончание тьмы. На востоке угасает ночь, словно сбрасываются ее оковы, и на смену приходит день и встает солнце. Центральная фигура стоит на возвышении, символизирующем подъем или мост - путь солнца, света, знания. А на заднем плане мы видим купол - небесная сфера, или мост, или врата. То же имеет место быть с противоположной стороны на западной стороне памятника, говоря о их взаимосвязи, т. е. о символе единого небесного купола, небесного моста, движения солнца, звезд. Да и вечного единства Востока и Запада.

И здесь хорошо виден перехлест плащей у скульптурных групп, связывая, на первый взгляд разрозненные групки фигур, в единую картину.

На северной стороне Лачплесис с медведем (а чем любят лакомиться медведи?). Или его прообраз Самсон, разрывающий пасть льву. В чреве льва он находит пчелиный улей и съедает мед, обретая тем самым мудрость. Третий предмет в этой группе - это, на первый взгляд, левая задняя лапа, как-то неестественно торчащая из под живота. Две передние лапы, упирающиеся в постамент, хорошо видны спереди. Для задних ног положение явно неудобное. Остается одно - это пчелиный улей.

(…)

Фреска на южной стороне говорит о божественном покровительсве учению и творческому началу в человеке (лира или гусли в руке учителя). Третий персонаж скульптурной группы - череп коня - это символ мудрости. Вещего Олега кусает змея, выползшая из конского черепа (змея – так же символ мудрости, кусающая змея - передача знания от учителя ученику). Познавший тайну жизни и смерти, обретает мудрость. Обоюдоострый нож в правой руке коленопреклоненного ученика - символ ответственности, получающего знание, которое может принести как пользу, так и вред. В левой руке - предположительно книга.

На первый взгляд может показаться, что это женщина-воительница с мечом и щитом - символ свободы и независимости Отечества, о чем так же говорит надпись снизу. А две фигуры чуть сзади слева и справа - это, либо вдохновенный народ, следующий в едином порыве, либо ангелы хранители, либо и то и другое. Но динамика поз и вдохновенные лица больше соответствуют первым. Правда, меч не поднят воинственно вверх. Но почему бы и нет? Символизм многогранен. А вот какая из граней откроется - этo, как говорят, одному Богу известно.

Однако, при такой версии теряется связь с предыдущими скульптурными группами. Предлагаю другой вариант. По нашей версии, арка позади фигур может являться символом моста или небесного купола, связанного с символическим движением с Востока на Запад Солнца и Млечного пути или вратами. Меч, направленный острием вниз, так же символ пути солнца. Что еще более подтверждает само солнце, изображенное на щите. Две фигуры по бокам - символы двух начал: мужского и женского. Плащ может означать, в данном случае, и божественное покровительство, и снятие покровов неведения, незнания (покровов Изиды). В руке дева держит колосья - это и плоды познания, и несение людям семян знания, света. Дубовые ветви - символ силы и здоровья.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.

Здесь солнце в основании щита может означать либо завершение ученического пути - закат, либо его начало - восход. Ибо одно переходит в другое.

Солнце на горизонте над водной поверхностью, явление для Латвии символичное, т. к. мы можем в Юрмале наблюдать восход солнца, а в Саулкрасты - его закат. Что замечательно отражено в Латвийском гербе.

Все композиции расположены четко по сторонам света, образуя своего рода "Розу ветров" - символ пути. И словно обращаются ко всем нам, охватывая своим вниманием Матушку Землю.

В этом и есть величие этого замечательного произведения искусства, значение которого выходит за узкие рамки одного народа, и является творением, символизирующим духовное единение жителей планеты. О чем и говорил Карлис Зале: «Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!».
Безусловно необходимо вспомнить и архитектора Эрнеста Шталбергса, и других, известных и неизвестных вдохновителей и строителей.

И, казалось бы, на этом можно поставить точку. Но мы забыли связать все воедино. А точнее верхнюю часть скульптурного комплекса с нижней.

Сама Милда и скульптурные композиции внизу говорят нам о никогда не прекращавшейся связи между небом и землей, о их вечном единстве, об отсутствии грани между миром божественным и человеческим, о пути человека в познании этого мира, о вечной гармонии во вселенной внешней и внутренней, о великом равновесии во вселенной и в природе земной. И, конечно же, о любви духовной и земной.

Милда – Mīlestība (Миилестиба) - Любовь.*

* Примечание: статья опубликована в новой редакции